Уфология - наука?

Автор Pretender, 02 декабря 2008 г., 06:49:17

« назад - далее »

Pretender

Здесь я привожу свое небольшое рассуждение-сравнение, можно ли отнести уфологию к науке.
Существует множество различных мнений о том, можно ли называть уфологию наукой. Предположим, что человек впервые столкнулся с новым для него словосочетанием «научная уфология». В большинстве случаев само слово «Наука» сразу вызывает у людей одинаковые ассоциации. Конечно же, моментально приходит на ум заученный ими еще в школе основной перечень, самых известных из них. Это: физика, химия, биология, и т.д. Тут, казалось бы всё понятно. Мгновенно в памяти всплывает образ седобородого учёного в белом халате, рассматривающего что-то в микроскоп. И наступает осмысление, что наука это  вид деятельности человека, направленный на получение знаний о каком-либо предмете или явлении. Основой деятельности, конечно же, является сбор объективных данных. А предметом науки может являться любая материальная вещь, которую можно потрогать (камушек, букашка, цветок). 
Смысл здесь в самом стереотипном восприятии человеком  слова «Наука». Особенно когда кто-то сталкивается с  употреблением этого слова в сочетании с непонятным  для него «Уфология». И тут снова возникают ассоциации: «Летающие тарелки, зеленые человечки, фильм «Марс атакует». А уфологи – это кучка выживших из ума «отставных» стариков-учёных или фанатиков, собирающих всякие бездоказательные истории о «летающих блюдцах». И верящих, что они являются подтверждением посещения земли инопланетянами.
Основным аргументом критиков всё же остается их утверждение, что в уфологии нет предмета исследования: - «Как же вы можете изучать то, чего не видели?!» А также отсутствие метода.
Так как всё познается в сравнении, начинается сравнение уфологии с другими науками. Например, с физикой. Приводить такое сравнение не совсем корректно. Потому как в физики существует вполне ясный всем предмет исследования. Она изучает закономерности какого-либо явления (закона), фундаментальные (постоянные, основные) законы природы.
Мы же не сможем сказать, что предметом уфологии являются случаи появления НЛО. Если судить, как о явлении, то оно не закономерно. Поэтому его нельзя наблюдать постоянно и в одном и том же месте. Случаи такого наблюдения являются редким фактом. Оно как бы есть, но не все видели. Как учёному-физику проводить исследования явления, если он с ним не сталкивался? К тому же причины его возникновения неизвестны, и могут быть не природными. Поэтому называется не «явление НЛО», а феномен. По мнению Канта, феномен – это любое явление, которое может быть  постигнутым на основании опыта. Тогда физика точно не стыкуется с уфологией.
Большинство принимает за объект исследования – анализ случаев появления НЛО. В большинстве случаев со слов свидетелей. Но, он нужен чтобы отличить, был ли конкретный случай примером феномена НЛО, или наблюдением чего-то иного. Как это сделать? Сравнить полученную информацию с более ранними, проверенными и доказанными случаями проявления феномена. Тут больше подходит журналистика.
Является ли феномен «НЛО» научным? Это, опять же то, с какой наукой сравнивать. С физикой? Повторюсь, что она и создавалась для изучения окружающего мира (пространства, времени, законов и т.п.). Если НЛО являются частью таких процессов, то можно сказать, что этот феномен является научным. Но, зачем «притягивать за уши», говоря, что неопознанный объект влияет  на окружающий мир, взаимодействует с пространством, атмосферой и т.д. НЛО не всегда видят только в небе. Существуют еще НПО – неопознанные подводные объекты. Известны примеры посадок на землю. Кроме того физики изучают законы и явления, которые не имеют разума.
При наблюдении поведения НЛО, например, в полете, возникает мысль о его разумности (поведении). Преодоление законов той же физики, независимость от погодных условий, времени суток и т.д. Кто-то говорил: «Если видите, что по реке что-то плывет против течения, то можете смело утверждать, что оно живое (разумно)»
Так и все мы тоже как-то влияем и взаимодействуем с внешней средой. Не создана же отдельная наука о поведении человека, стоящего на земле или плывущего в воде.
Зачем настолько привязываться к сравнению уфологии и официальной (ортодоксальной) физикой. Еще и заставлять физиков признать феномен, лишь из-за того, что он происходит в физическом мире, а значит и в области их исследований.
Не проще ли вспомнить о том, что существуют другие науки, в чьей «научности» никто не сомневается.  :) Например, Психология.
В психология не существует материального предмета (и в прямом и в переносном смысле) исследований. Объект – человек. Ни у кого не повернется я зык сказать, что психология лженаука, потому что душу нельзя увидеть и воспроизвести.
Есть ли какие-либо общие черты у предметов исследований уфологии и психологии?
Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек ведёт себя, так или иначе. Чем  можно объяснить поведение человека. Существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика (ну, можем говорить разум, душа, мышление). Изучает поведение людей в различных ситуациях, изменение его поведения. Мотивы, (что заставило человека поступить как, а не иначе). Влияние на поведение различных ситуаций. Каждый человек индивидуальность и поведение у всех разное. Поэтому приходится иметь дело с разными ситуациями.
Как вы думаете, есть сходство с уфологией?
Должны мы ответить на вопрос, почему НЛО ведет себя так, а не иначе? Объяснить поведение. Изучить поведение в различных условиях. Причинами является разум?  ???
Каким методом пользуется психология? Наблюдением. А так же анализом рассказов о поведении окружающих. ( Не только этим)
Социальная психология изучает взаимодействие людей между собой (общение, поведение в группе).
Уфология тоже пользуется наблюдением. Также известны случаи появления сразу нескольких НЛО. ;D
Тут сам собой напрашивается ответ на любимый вопрос естествоиспытателей: «Можно ли воспроизвести ваш предмет исследования?».
Можно ли воспроизвести поведение НЛО?! Т. Е.: резкие повороты на 90 градусов на огромной скорости, мгновенный разгон до немыслимой скорости. Ответ: нет, нельзя. Люди еще не обладают достаточными технологиями для этого. Можно подумать, что у людей всегда была управляемая ядерная реакция, электричество, телефон. В будущем, скорее всего, земная наука достигнет необходимого уровня. Создать летательные аппараты, технические характеристики которых смогут позволить повторить поведение НЛО в полете.
Заметьте, что это только если рассматривать наблюдение НЛО исключительно в полете. И если считать случаи и рассказы достоверными.
Но, как быть со случаями приземления неопознанных летательных аппаратов? Здесь уже речь идет не об исследовании какого-то феномена в атмосфере. Уфологи узнают о случившемся, в основном от свидетелей. Начинается их опрос с целью узнать место, время (как давно произошло данное событие). Естественно, что по неизвестным для нас причинам НЛО не будет дожидаться приезда учёных, журналистов, военных, и вскоре ретируется. Но после такого приземления остаются следы. Прибывшему на место уфологу, ничего не остается, как начать осмотр места... Ничего не напоминает?
Трасология – ну, тут я думаю не нужно пояснять, что раздел криминалистической техники, учение о следах. О следах ни как о материальных предметах, а как о носителях информации о том, кто их оставил.
Тут тоже можно провести сравнение с уфологией: преступники, не хотят быть пойманными и, НЛО не хотят лишний раз попадаться на глаза.
Под следами в широком смысле этого слова понимаются любые отражения действительности, причинно связанные с расследуемым событием ( в нашем случае посадкой НЛО). Основной целью трасологического исследования является решение вопроса, кем или чем оставлен след.
Тут и начинается работа уфолога с любимыми всеми физическими предметами. Можно вспомнить круги на полях. Являются они следами какого-либо неопознанного объекта или созданы руками людей.
   И напоследок хочу добавить. В любой науке используется сбор информации с целью получения знания. Для почитателей материальных объектов, которые можно потрогать: информация не существует сама по себе, а только через использование носителя. Короче, информация – нематериальна. Информация материализуется через свой носитель и благодаря нему существует. Как же учёные могут собирать то, что нематериально? Если так придираться каждый раз, то можно записать в лженауки почти все учения. Но пока досконально разбирают только уфологию...
P.S. 
Предлагаю дополнить мои рассуждения. Является ли, по вашему мнению, деятельность уфологов лженаучной? Она основана только на вере?

Сергей Александров

Андрей, в бессмертной сказке С. Михалкова "Кошкин дом" так характеризуется свинья - персонаж отнюдь не положительный: "А посади свинью за стол - я ноги положу на стол". На форуме уфологической организации спрашивать, является ли уфология лженаукой - это, мягко говоря, хамство.
С.В. Александров
руководитель исследовательского отдела ОНИОО "Космопоиск".

Lion

Сергей, сдается мне, что нам никто не хамил...

Педагог

В общих чертах Космопоиск уже выработал свое отношение к уфологии и ее научности. На главной странице сайта, в разделе "Научный отдел" лежит мой доклад "ФЕНОМЕН Н Л О В РАМКАХ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ". Там, на мой взгляд, есть ответ на многие вопросы, изложенные Pretender. Прежде, чем дискутировать, желательно ознакомиться и с моей точкой зрения.

Сергей Александров

Задавать нам такой вопрос
Цитата: Pretender от 02 декабря 2008 г., 06:49:17
Является ли, по вашему мнению, деятельность уфологов лженаучной? Она основана только на вере?
- это не хамство?
С.В. Александров
руководитель исследовательского отдела ОНИОО "Космопоиск".

striker

Для начала определимся, что такое уфология. Разные люди вкладывают различный смысл в это понятие - для одних, подобно религии, это набор суждений, основанных на вере; для других, подобно собирательству, это коллекционирование «фактов»; для третьих, подобно науке, это анализ фактов, поиск зависимостей, построение гипотез… А обобщенный образ уфолога в СМИ – психически больной человек, одержимый верой в существование высшего разума, постоянно гоняющийся за зелёными человечками – весьма способствует формированию соответствующего представления у гражданской общественности. Аналогично с публикациями людей, называющих себя уфологами – основная масса таких публикаций, выходящих под видом околонаучной фантастики, дискредитирует не столько автора, сколько уфологию в целом. Так о каком признании научной общественностью может идти речь? Некоторые, правда, решили эту проблему просто – создав свои «академии» с многочисленной армадой «академиков», глядя на которых любой адекватный человек усомнится в усвоении ими школьных знаний.
Так что, рассматривая деятельность уфологов, не следует всё обобщать. Можно судить о науке и направлении в целом, но правильней будет рассматривать конкретные работы конкретных людей. Так, лжеученые есть и в физике – к ним относятся практически все, предпринимающие бездоказательные попытки опровергнуть фундаментальные законы. Другое дело, что достойных научных работ в уфологии нет, а большинство публикуемых уфологических книг сравнимо с современной художественной прозой.
Что же касается уфологии как науки, тема хорошо раскрыта в докладе Александра Петухова.

Сергей, называть Космопоиск уфологической организацией я бы однозначно не стал, да и в сообщении Андрея я не увидел и намёка на хамство... Смотря кого назвать уфологом ;)
Василий Довгошей
информационный отдел

Сергей Александров

К сожалению, ветка (и даже, по-моему, не одна) с обсуждением этой темы в старом форуме погибла...
С.В. Александров
руководитель исследовательского отдела ОНИОО "Космопоиск".

Pretender

Уважаемый Сергей. Мои вопросы в конце рассуждения ироничны. Не думал, что у кого-то возникнут даже сомнения в сходстве уфологии с другими науками. Я просто привел нелепые вопросы скептиков, и что эти вопросы задаются противниками уфологии.
И дополнить аргументами как раз в пользу научности уфологии. Вы правы, что это форум научно-исследовательской организации и создавался он профессионалами. Но, посещают форум, наверное, разные люди, и не только ваши сторонники.

Vik

Вполне интересная проблема. Я сам теоретизирую на эту тему.
Несомненно, научный подход в рамках уфологических исследований не только возможен, но давно уже применяется. Правда, простому обывателю "не в теме" этого не видно из-за сильных помех со стороны массовой культуры, СМИ и ненаучных материалов некоторых горе-уфологов.

Но что касается непосредственно определения места уфологии... Я склонен рассматривать ее в двух аспектах:

1) В широком понятии - это уже социокультурное явление, широко проявившее себя в массовой культуре и являющееся предметом для изучения со стороны общественных наук: социологии, культурологии, религиоведения, фольклористики и т.д.

2) В узком понятии - как научное направление. Правда, я пока не склонен к выделению уфологии в качестве самостоятельной научной дисциплины - ни в настоящем, ни в будущем. Я бы определил ее скорее как "поле деятельности" по сбору данных, анализу и идентификации наблюдающихся неотождествленных летающих объектов. Причем использующее в своей деятельности наработки и методы различных научных дисциплин, как бы находясь на их стыке именно применительно к решению конкретной задачи.

Педагог

Vik прав. Уфология не отдельная дисциплина. Она и не может быть такой. Это МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ область знания.

ПОВОЛЕГ

А я не очень согласен с Vik, он посути дела предлагает уфологию ( за её непониманием), превратить в очередную религию (хотя и говорит об этом с осторожностью). А религия - это безоговорочная вера. И о междисциплиарной области знаний, и даже об изучении какого-то конкретного феномена, в этом случае, -  не может быть и речи.
Уфология - наука, хотят её признавать или нет. 

striker

ПОВОЛЕГ, в том-то и дело, что если рассматривать уфологию как социокультурное явление, она де-факто превращается в религию...
Василий Довгошей
информационный отдел

Lion

А ведь на самом деле все очень просто :)

ЦитироватьНаука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и как следствие — прогнозировать. (Википедия)

1. Уфология - вид познавательной деятельности? Да.
2. Направлена на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире? Да, мы именно к этому и стремимся.
3. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ? Да, опять же, именно этим мы и занимаемся!
4. Эта база создается именно для синтеза новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и как следствие — прогнозировать. Опять же - в точку!

Все виды нашей деятельности соответствуют данному определению. Ответ очевиден.

ПОВОЛЕГ

Вот, согласен с Lion ( отлично сказано, даже добавить нечего).
----------------------------------------------------------------------------------
striker, Вы наверно неправильно меня поняли. (или я вас не понял - тогда извините за непонимание)

Vik

Цитата: ПОВОЛЕГ от 03 декабря 2008 г., 22:21:46
А я не очень согласен с Vik, он посути дела предлагает уфологию ( за её непониманием), превратить в очередную религию (хотя и говорит об этом с осторожностью). А религия - это безоговорочная вера. И о междисциплиарной области знаний, и даже об изучении какого-то конкретного феномена, в этом случае, -  не может быть и речи.
Уфология - наука, хотят её признавать или нет.
Это где я такое предлагал? Вы-то потрудитесь, уважаемый, внимательно вникнуть в суть мною сказанного.
Наоборот, я выделил во втором пункте путь научного развития уфологии без вхождения в противоречия с официальной наукой и путь избежания бесполезных споров о статусе уфологии как науки (не оформилась она в таковую). Именно об этом аспекте и написал Lion.

Во первом пункте - это уже факты. Некоторые нечистоплотные уфологи уже сделали все возможное, чтобы говорить об уфологии, как о культе или лженауке. Фактом является и наличие уфологических сект - об этом уже давно пишут сектоведы.

Эти два пункта - лишь разраничение научной уфологии и профанирующей, которая и обозначенна как социокультурное явление. И это разделение надо учитывать, чтобы не вляпаться, куда не следует.