[moved] Что - и как - делать в космосе?
altair:
Smusike: Вопрос не в вывеске, а в сути...
Теперь по теме.
Давайте вспомним, как Человечество осваивало океаны? Началось с того, что первобытный человек на стволе дерева пересек реку возле своей пещеры, потом он научился делать лодки. В морях вначале осуществлялись лишь каботажные плавания, вдоль берега, чтобы можно было при необходимости быстро до него добраться и спастись – уходившие дальше в ту эпоху просто не возвращались. Затем начали более-менее уверенно выходить в моря, после этого последовали первые межконтинентальные плавания (рассматриваю Европу), и, наконец – кругосветка Магеллана. Далее – развитие техники и технологии повлекло качественное совершенствование судов, приведшее нас к эпохе круизных лайнеров и подводных атомоходов.
По логике вещей, освоение Космоса должно идти так же, от простого к сложному, от ближних областей к более дальним (диалектику, однако, никто не отменял :) ).
Итак, вначале мы вышли на околоземные орбиты. Кстати, прошу заметить – первыми туда полетели автоматы, потом наступила эпоха пилотируемых полетов, и вот теперь мы подошли к тому, что практически все, что сегодня можно делать на околоземной орбите, вполне по силам осуществить... правильно, опять автоматам, только уже другого качественного уровня! Развитие по спирали – опять-таки диалектика! :)
Вопрос – что делать человеку? Правильно, идти дальше! Вполне логично, что следующим объектом, где потребуется работа людей, станет Луна. Но, как уже неоднократно говорилось, в отличие от околоземных орбит освоение Луны должно вестись в первую очередь в интересах развития космического производства. (Кстати, вопрос орбитального производства тоже никто не снимает, но факт свершился – орбиты осваивались чуть под другим флагом). Как и любое производство, оно может и должно быть в будущем максимально автоматизировано. То есть, завершится еще один виток диалектической спирали.
Идем дальше. На этом месте вероятна развилка. Первый путь - это путь к астероидам и Марсу, а затем – к внешним планетам и их спутникам. Второй – это путь к Венере, Меркурию, Солнцу. Оба пути цивилизации необходимы, но вот какой из них окажется более важным, сказать пока сложно.
Возможно, я несколько разочарую кого-нибудь, но эпоха звездолетов, скорее всего, наступит только после того, как будут пройдены указанные этапы. И, может быть, это даже и к лучшему.
Более подробно на каждом из этапов остановлюсь в следующих письмах, если будет нормально работать сеть.
Однако вернусь снова к началу этого письма. Описанная последовательность представляет нормальный, спокойный путь развития. Как уже писалось ранее, грядущий кризис и необходимость срочных мер может внести в него свои коррективы. Хотя о том, чем кончается разработка космических программ под влиянием внешней угрозы в сжатое время было в красках описано у Андрея Матвеева в «Одиссее «Командора Визбора»...
altair:
Продолжаем разговор.
Итак, на околоземной орбите сейчас с успехом работают автоматы. Повторяю – речь идет о тех задачах, которые решаются там сегодня, то есть, в основном, связь и ДЗЗ. Если говорить о других задачах, к примеру, о развертывании орбитального производства, то там на первых порах без участия человека не обойтись (хотя бы при монтаже и обслуживании), но – и опыт наших ОС это показал – для обеспечения чистоты технологического процесса человек с КА должен быть удален!!! Так что орбитальные заводы, скорее всего, тоже будут полностью автоматизированы, в лучшем случае люди будут проводить на них регламентные работы.
Так вот. Прогресс автоматов сейчас в подавляющей степени определяется прогрессом электроники, а ее развитие идет по пути все большего уменьшения габаритов устройств. А в последнее время все больше приходится слышать термин «триботехника» - создание микромеханических устройств. Посему снижение габаритов и массы спутников связи и ДЗЗ является вполне объективной тенденцией.
Особое замечание для Сергея Александрова – твоя нелюбовь к микроспутниковым технологиям вполне понятна, поскольку они не предполагают ОСВОЕНИЯ космоса человеком, не предполагают его присутствия там. Ну и пусть – давай оставим эти две области (наиболее необходимые рынку но наименее интересные для нас) применения КА на откуп микроспутникам! Пускай эти задачи выполняются сверхдешевыми КА, которые можно либо запускать по одному с МИГ-31, либо сразу несколько сотен с помощью нашей любимой Р-7. А освободившиеся средства вполне пригодятся для удовлетворения более крупных амбиций.
Таким образом, нужды связи и ДЗЗ покрывает «москитный флот». Орбитальные заводы, конечно, будут аппаратами крупногабаритными. Более того – если не использовать ядерный источник энергии, их целесообразно размещать на солнечносинхронной орбите, где можно снимать энергию с панелей СБ на всем витке. Но это – 600 км высоты и 98 градусов наклонения. Не каждый носитель сумеет выполнить такую задачу, хотя , думаю, этот вопрос решаем. Вопрос в другом – необходимо, чтобы их продукция была ВОСТРЕБОВАНА на Земле, причем в массовом количестве, иначе овчинка выделки не стоит. Вот на этот вопрос – производство ЧЕГО можно вынести в Космос уже сейчас, чтобы в этом были заинтересованы существующие государства при существующей экономической системе - я пока ответить не могу, как не могли на него ответит и на моей прежней работе.
С.В Александров:
Altair, моя "нелюбовь" к микроспутникам происходит исключительно от подмены понятий;) Изначально МКРОспутником считался аппарат в массе и габаритах ПСа (50 см, 80 кг), и это было правильно. Но с легкой руки бывшего НИИ-50, У НАС МИКРОспутником стали величать гроб массой под полтонны, что, безусловно, бред!
Да, ЗАВОДЫ скорее всего будут работать в автоматическом режиме, но их монтаж и - главное - отладка без людей НЕВОЗМОЖНЫ - это по опыту эксплуатации ОС, в частности. Да и человека-ремонтника робот заменит нескоро;(
Что же до востребованности космической продукции, я ведь изначально вел разговор с другого конца. Напомню, что "дикий Запад" давно и активно выводит в страны "3-го мира" промышленные производства. Причин две: рабочая сила дешевле и "зеленые" террористы не доберутся. О том, что металлургический или нефтехимический завод в Индии или Африке ТОЖЕ повлияет на экологию в Штатах или Германии, додумаются не все и не сразу. Так вот, речь должна идти о том, чтобы вывести с Земли принципиально экологически опасные производства - целиком! Отсюда масштаб предполагаемых работ, глубина преобразований во всем организме цивилизации - но организм ГОТОВ к такому преобразованию, оно не противоречит культурно-историческому опыту предыдущих тысячелетий (чего, к сожалению, никак нельзя сказать о нанотехнологической революции...)
altair:
Да, гроб массой в полтонны называть "микроспутником" - это бред. Однако по классификации, принятой недавно в NASA, микроспутником является аппарат массой до 100 кг. Также в этой классификации упоминались наноспутники (до 10-20 кг, уже летают), пикоспутники (до 1 кг, летали, ведутся активные разработки), и даже фемтоспутники(до 100 г, о реальных аппаратах пока не слышал). Вот о таких машинах я и говорил применительно к указанным задачам.
С.В Александров:
О "микроспутниках" заговорили по двум причинам: во-первых, надо было куда-то девать технологический задел по SDI, а во-вторых, их могли делать (и делают) в ВУЗах. В этом последнем качестве они - в общем процессе ОСВОЕНИЯ космоса - в какой-то степени сродни все тому же Х-призу;)
Безусловно, решать информационные задачи ДОЛЖНЫ микроКА, точнее - их системы, сами же аппараты должны быть максимально дешевы в производстве. Как они будут выводиться - дело десятое. Кстати, полагаю, все же, что чаще это будет кластерный вывод с разбрасыванием эдакой "икры" (по аналогии с противолодочными самолетами и буями).
Navigation
[0] Message Index
[#] Next page
[*] Previous page