Полтергейст: славянский взгляд

(1/16) > >>

diyarl:
Есть ли какой-либо аналог полтергейсту у славян? Просто разные духи или было что-то более специфично называемое? Знает кто-нибудь?
Интересно само название - шумный дух. Гейст (Geist), стало быть "дух". Но ведь это явно слово, имеющее индоевропейскую основу! Сравните с англ. ghost - дух, призрак. Но какое же слово соответствует тогда ему в русском и правильно ли переводить гейст как "дух"? Нет ли здесь более близкого по звучанию и древнего по смыслу русского слова? Оно есть! Это - "гость"!
Древнее значение данного слова - гость - это "покойник, пришедший с кладбища (погоста)". Возможно это был просто эвфемизм, табуирование, ведь сама Смерть была под запретом. Не говорили умереть, но говорили уйти из жизни, гроб так и называли "домовина", т.е. дом и т. п. Те же архаизмы мы наблюдаем и сейчас, например: проводить в последний путь, мир иной и т. д. Подобная практика табуирования, образности применялась повсеместно в Древнем мире.
Но откуда взялась эта скрытость, недоговоренность, перефразирование? Не приходили ли к нашим предкам гости из иного мира? Не могут ли быть верны древние легенды об упырях, оборотнях и прочей нечисти? Почему о покойниках следует говорить только хорошо? Так ли уж темны и запуганы были люди как нам говорят и не опасались ли они реальной угрозы? Кто или что посещало их в темные часы Сумрака?...
Существует мнение, что наши предки сжигали своих умерших собратьев, а врагов или, скажем, самоубийц закапывали в землю. Достойные уходили к Свету, а прочих поглощала Тьма. Они-то и тревожили людей по ночам. Был ли здесь моральный аспект, чувство вины? Что чувствовали люди, когда хоронили (т. е. прятали!) других? Зачем они делали так, если верили в то, что те могут вернуться? Или они и должны были вернуться, воскреснуть, а сохраняли (хранили-хоронили) их для будущей жизни? Что двигало ими? Как понять их логику, воспринять их чувства, услышать их мысли в тот момент?...
Ночью мир видимо меняется, но не меняет ли он и свою более тонкую структуру? Ночь - время магии и волшебства, сказки и страха. Почему многие в детстве боялись темноты, за которой скрывалась Неизвестность? Дело ли в людской психологии или в чем-то ином? Если это лишь психология, то как она сформировалась? Точнее, что ее сформировало?...
А полтергейст, стало быть, шумный гость из иного мира. Вот оно как. Все-таки пришелец, чужой. Может, из параллельного? Вопросы, вопросы...



<span class='smallblacktext'>[ Редактирование  ]</span>

vik:
Аналоги у славян конечно же есть. Самый простой вариант - домовой, который до сих пор используется наравне с барабашкой. Родственны ему гуменник, хлевник, банник, овинник и т.д. - то есть те же домовые, но специализирующиеся по другим хозпостройкам.
А связь полтергейста с упырями (проще - вампирами), действительно, подмечена. Рекомендую работы Деружинского по теме вампирологии. Кое-что выложено в интернете.

diyarl:
Quote from: vik

А связь полтергейста с упырями (проще - вампирами), действительно, подмечена. Рекомендую работы Деружинского по теме вампирологии. Кое-что выложено в интернете.
Оч. интересно! Попробую поискать по инету. Не подскажете, кто он такой и может имеются какие-нибудь ссылки на его работы?

S.W.:
По поводу духов в славянских ведических текстах написанно достаточно много, но духи эти разные и несут неодинаковый смысл, т.е. духи которые, скажем так, пугают и мешают жить - это не духи умерших, а представители мира Нави (Пекло, Навь, Пекельный (Пепельный) мир, в христианстве - Ад), но помимо них есть и духи умерших предков, которые приходят не только из Нави (Навь - как бы другое измерение в котором живыт духи, а в его глубине, в самой темной части находится Пекло(Ад)), но и из мира Прави (Правь, Сварга, в христианстве Рай)...
А домовые, овинники, хлевники, банники, ... лешие, кикиморы, водяные и им подобные - это дивы (что то среднее между младшими богами-хранителями и духами природы, представителями того же Пекла или Сварги).

Если есть желание могу скинуть пару Славяно-Арийских Ведов по этой теме и не только. Также есть сайт посвящённый старославянской религии и в том числе духам

Starling:
Это "нежить" - то есть те, которые и живут, и не живут. Духи (людей) - отдельно.

Полтергейсту прямой аналогии нет, но не надо забывать, что в мы, славяне то бишь, были ближе к природе и жили не в многокомнатных домах, а в 1-2-х комнатных, которые что сени - то и двор.
Соответственно, все явления относились на счет внешнего мира около дома - как раз Овинный, Банник, Баенная бабушка, Сарайник и прочие.
Матохи: Невидимые домашние духи-пакостники. От них суМатоха, поМехи и проМахи в домашних делах. Подбивают детей шалить, досаждают неуМехам.

Но прямой аналогии летающим предметам нет - может, их относили на счет многочисленной другой нежити?

И что интересно, ни в одной религии и мифах нет аналогии "ночному гостю" - то, про что множество рассказов в современном мире, когда человек просыпается, но не может двигаться и ощущает присутствие очень злого существа.



Серия похожих рассказов, собранная и услышанная за многие годы.
Общий сюжет примерно таков:
“Ночью проснулся от ужаса. Ошущение присутствия кого-то страшного, ужас. Онемение - не мог пошевелится, от чего ужас только усиливался. Продолжалось какое-то время, не помню, как закончилось“.

“Что это за штука“ - так и неизвестно.
Но появляется она в рассказах разных людей достаточно часто, чтобы можно было говорить о репрезентативной выборке.

В исторических данных, в мифах, сказхках - такое отсутствует, отсутсвуют и обряды - объяснений.
Это либо целый ряд - класс РАЗЛИЧНЫХ сущностей, поэтому нет их объединения, либо...
Единственное, что удалось найти - Вупар, родом из Чувашии.
Ночной дух, который давит и пугает людей. Он же есть луну (голодный, наверное : )))


Старлинг, смотритель бестиария

Navigation

[0] Message Index

[#] Next page