ЯК-7Б Леонида Хрущева
ВЧ:
У найденных обломков характерный для Як-7б вал винта, пушка и кок.
Название нас.пункта пока открыто не публикуем.
Faust:
А в ЦАМО данные сверяли??? Точно ли в том районе был бой именно той части, где сулжил Хрущев.
Не плохо бы было сверить с немецкими данными.
Кстати, кто "завалил" Хрущева, "мессер "или "фоки"?
ВЧ:
Бой именно в этом районе и был. Примерно, поскольку район воздушного боя известен с точностью 40 км (скорости у самолетов немалые).
Бой происходил между 2 самолетами Як-7б и 2 Фокерами. Бой закончился со счетом 1:1 (сначала сбили Хрущева, затем оставшийся в одиночестве Заморин сбир один Фокер).
Faust:
ВЧ, если тема все еще в активной работе, то не мог бы скинуть мне данные по этой эпизоду.
В частности дату, место (точное), часть Хрущева (стыдно, но я забыл в какой он служил).
Я попытаюсь чего нить нарыть по этой теме, как ни как, раньше занимался историей авиации... может, удастся немцев установить.
У меня есть подобный опыт.
ВЧ:
По просьбе Фауста:
-------------------------------------
Вадим ЧЕРНОБРОВ
ПРОПАВШИЙ САМОЛЕТ ХРУЩЕВА
(сокращенный вариант)
...Для нас эта история поисков началась в мае 1997 года. Мы тогда успели прочесать около 3 кв.км леса. Искали метеорит, "заодно" провели разведку древнего городища в районе южнее эпицентра... Нашли и передали музеям множество предметов времен войны (касок, осколков, гильз, корпусов мин и гранат)... И уже под конец экспедиции обнаружили утонувший в болоте танка времен 2-й Мировой войны и останки упавшего в лесу самолета. Нашли - это громко сказано. Я после осмотра подозрительной воронки догонял цепь прочесывания и едва не споткнулся о длинную изогнутую железяку, это был почерневший от времени кусок дюраля. То, что это были самолетные осколки, сомнений не было никаких, но поскольку в тот момент было не до разглядывания, я просто запомнил местность и поспешил дальше. Если бы знать заранее, какой здесь мог лежать, то, возможно, планы бы наши круто изменились...
Место, где мы повстречались с останками неизвестного самолета, мы нашли не сразу - со второй попытки я все-таки вывел группу на обломки. Найти их по памяти в лесных дебрях было не просто. Школьник из Людиново Паша ФАНДЕЕВ первым наткнулся на ту же самую "старую знакомую" деталь, кто-то заметил еще одну, я заметил заросшую воронку, Михаил ГЕНИН достал из воды какой-то ржавую штангу, потом находки стали еще более частыми.
Измерили воронку, оказалась около 6 метров в диаметре. По обломанным верхушкам старых деревьев установили, что самолет вошел в землю под углом более 45-50 градусов, падая с северного направления. Самолет взорвался и горел после падения, это видно по раскиданным во все стороны оплавленным кускам дюраля. Лучше всего сохранились стойки шасси и обода колес, резины на которых нет. На патрубках двигателя хорошо сохранились следы от пуль. Значит, самолет был сбит, причем, стреляли по нему практически в упор - пули легли кучно, целились в двигатель. Если такая точная очередь прошла по самолету только один раз, есть надежда, что по кабине пули не достали. То есть, когда двигатель захлебнулся от прямого попадания, летчик должен был быть еще живым...
Трупов или хотя бы намеков на пребывание здесь людей не было заметно... Кто это был?
Уже позже в архивах, куда пришлось обратиться с вопросом - чей самолет был сбит в этом районе - всплыл неожиданный результат. В этом районе 11 марта 1943 пропал без вести старший сын Никиты Сергеевича Хрущева, гвардии старший лейтенант Леонид Хрущев. О его последнем бое до сих пор ходило слишком много легенд. Поговаривали разное - и что он спустился на парашюте и сдался в плен немцам, и даже - что вовсе не был сбит, а перелетел на целехоньком самолете на вражеский аэродром. Одним словом, "один из главных асов страны перешел на сторону врага". В одной газете написали даже, что "перелетел к немцам со всем своим подразделением"...
"ДЕЛО ХРУЩЕВА"
Первые же архивные разработки по "делу Леонида Хрущева" оказались убийственными для версии об "асе-предателе". Хрущев просто не мог перелететь на сторону врага со своим полком, поскольку был в нем... самым молодым и неопытным летчиком. Но его последний бой действительно имел самые сильнейшие последствия, волну замалчивания и фальсификации, как если бы речь шла о предательстве, сопоставимой со сдачей в плен командующего армией Павлова со всем своим штабом...
Уже в марте (после последнего боя) непосредственное командование летчика Л.Хрущева посылает письмо его семье, где описывает описывала боевые качества летчика-истребителя в весьма радужных тонах ("в воздушных боях вел себя как герой, смело гнался за самолетом противника"). Но профессионал легко заметит фальшь в описаниях "подвигов". Почему очень долго "гнал" практически беззащитный уже самолет противника, но так и не сумел сбить его? Почему в характеристиках много уделено личностным качествам "аса", но нет ни одной реальной цифры, которыми обычно характеризуются боевые качества летчика-истребителя. Кроме одной цифры - "Хрущев провел 3 воздушных боя".
Объяснить все это до прозаичностии просто - все дело в том, что Леонид, как поговаривали, отправился на фронт для того, чтобы избежать наказания за пьяный дебош с потасовкой и случайным убийством; другие просто не верили подобному оговору: "Леонид - честнейшей души человек, просто попал в жернова обстоятельств во времена, когда и не таких обламывали".
В любом случае - сын члена политбюро (так же, как и сыновья Сталина и Фрунзе) не стал отсиживаться в тылу и сам подал заявление - хотя бы за это надо его (и его коллег-летчиков Сталина и Фрунзе) уважать. До того воевавший бомбардировочной авиации "как все", не хуже, он в последнем вылете единственным прорвался к злосчастному мосту, ценой этому было неудачная посадки и ранение. С пистолетом в руке приказывал врачам не ампутировать ногу - врачи рискнули, нога и шанс летать сохранили. Хрущев был переучен на истребителя и попал в этот авиаполк буквально за несколько дней до своего последнего вылета. Понимая, что за потерю видного партийного деятеля по головке не погладят, командир поставил его ведомым к самому опытному асу полка. Заморину, конечно, роль няньки совсем не прельщала, но и наскучить совсем не успела. Во-первых, Леонид не праздновал труса, да и в компании был "свой в доску", а во-вторых...
Во-вторых, и был-то в ведомых Леонид всего один день. Все три воздушных боя, что с гордостью описывали в письме командиры, Хрущев провел 11 марта, когда его впервые (после нескольких личных просьб) выпустили на "реальное дело". Назвать вылеты Леонида полноценными воздушными боями не каждый сможет: он лишь номинально числился ведомым (т.е. прикрывающим хвост ведущего Заморина), а на самом деле его собственную спину прикрывало еще несколько опытных бойцов (то есть прикрывали Леонида и спереди, и сзади). Два боя он едва хвостиком поспевал за ведущим, конечно же, сдерживая боевые возможности всей группы опытного Заморина. Тот даже дал Леониду шанс самому лично добить уже "загнанного зверя", но Хрущев лишь бесполезно расстрелял боезапас по улепетывающему немцу. Когда приземлились, Леонид возбужденно смеялся и жестикулировал, показывая снисходительно улыбающимся однополчанам, как "прогнал фрица"... Но не думайте, что я иронизирую над неопытным летчиком. Асами не рождаются, и Федоров, и Кожедуб, и Покрышкин, и тысячи других наших героев, будучи неопытными юнцами, так же "славно" (а то и еще хуже) заканчивали свои первые вылеты. Скупая на эмоции статистика утверждает, что молодой летчик-истребитель живет в среднем 5 воздушных боев... Собственно, законы войны как раз и состояли в том, что необстрелянного бойца либо сбивали в первые дни, либо... он становился асом. Во многом это лотерея, выигрыш в которой - жизнь и славу - улыбается лишь меньшинству. Леониду, как и тысячам безусым защитникам нашей страны, выпало погибнуть на самом взлете...
ПОСЛЕДНИЙ БОЙ ХРУЩЕВА
...Когда возбуждение от второго боя едва начала спадать, вновь прозвучала команда "На вылет!". В третий раз "комфортные условия" сразу закончились. В облаках группа наших истребителей потеряла друг друга, прикрывать спину неопытному Хрущеву было уже некому. Наверное, он так и не успел понять, что в третий раз все будет "по-настоящему" и никто уже не простит ему даже маленьких ошибок. Они остались один на один: два немецких аса против двух советских летчиков, из которых один едва освоил управление истребителем. Когда драка идет "по-настоящему" этот один должен и должен был уйти первым. Либо - спрятаться в облако, либо - пылающим факелом воткнуться в землю...
Чудес не бывает. И очень быстро Заморин остался один против двоих. Но когда обязанности "няньки" сами собой отпали и "развязались руки", то он от души поиграл и с фокерами, и со смертью. Одного все-таки вогнал в землю, второй ушел на базу.
Заморин вернулся на аэродром один - это мы знаем точно. Но вот что предпочел выбрать Хрущев в последние секунды боя - спрятаться или ввязаться в безнадежный для себя бой - вот в этом очень быстро кто-то начал сомневаться...
Даже слишком быстро...
ПОЛИТИЧЕСКИЕ "ИГРЫ" ПОСЛЕ БОЯ
Если кто-то и дал команду "бросить тень на Никиту Сергеевича Хрущева", то об этом мы теперь не узнаем никогда. Да, Сталину было выгодно держать членов политбюро на коротком поводке, для чего компромат с пропавшим без вести сыном вполне годился.
Впрочем, "было мнение", что Леонид Хрущев на самом деле не пропал без вести, а сдался в плен врагам, сотрудничал с немцами, за что и был казнен советскими чекистами. О факте казни писали в мемуарах, но официальных следов "предательской деятельности Л.Хрущева" (которыми без сомнения воспользовались бы фашисты в годы войны и Л.Брежнев после отставки Н.Хрущева) так и не оказалось. Но до тех пор, пока не будет поставлена точка в "деле последнего боя 11 марта", сомнения - законные и незаконные, справедливые и подлые - будут вновь и вновь подниматься в политических целях. Давно уж похоронен Никита Хрущев, никому (казалось бы) не мешает его могила на Новодевичьем, но во время политических игрищ рассекретить "деле Леонида Хрущева" просто не захотели. Оставить в этой истории жирное троеточие и странную недосказанность оказалось выгодным. Так вышло, что в 1940-50-х годах тело Леонида просто НЕ ДОЛЖНЫ БЫЛИ НАЙТИ.
Командир полка (уже после письма родственникам Хрущева, "на всякий случай" хвалебного) в донесении в вышестоящий штаб так описал картину боя: наша пара истребителей (В.Заморин, Л.Хрущев) была атакована двумя "Фокке-Фульфами-190", во время боя самолет Хрущева сорвался в штопор, но не был подбит, и поэтому летчик мог воспользоваться парашютом или посадить машину на территории, оккупированной противником. Описание дано очень умело, оно удовлетворяло "и наших, и ваших", командир по понятным причинам осторожничал.
Ведущий летчик, напарник Хрущева, гвардии ст.лейтенант В.Заморин об этом трагическом бое написал целых 3 (три!) объяснительные. И все три разные. Утверждал в одной, что Хрущев спасая его подставил свой самолет под очередь "Фокке-Фульфа"; в другой - что Хрущев не смог справиться с управлением и не успел вывести самолет из крутого пике. Писал также, что настолько был отвлечен горячкой боя, что не заметил потери ведомого...
Уже после войны и даже после смерти бывшего руководителя СССР Никиты Сергеевича Хрущева В.Заморин послал на имя Д.Устинова покаянное письмо, в котором признался в фальсификации: "Командование моего полка было крайне заинтересовано в том, чтобы принять мою версию за "чистую монету". Ведь оно тоже напрямую разделяло суровую ответственность за гибель сына члена Политбюро! Я струсил и пошел на сделку с совестью, фальсифицировав факты. Я в рапорте умолчал о том, что когда "ФВ-190" рванулся на мою машину в атаку, зайдя мне снизу под правое крыло, Леня Хрущев, чтобы спасти меня от смерти, бросил свой самолет наперерез огневому залпу "фоккера"... После бронебойного удара самолет Хрущева буквально рассыпался на моих глазах!.. Вот почему на земле невозможно было найти какие-либо следы этой катастрофы. Тем более, что искать начальство приказало не сразу - наш бой происходил над территорией, оккупированной немцами..."
...Кстати, если найденные нами обломки "те самые", то и эта версия неверна. Самолет упал хотя и под острым углом (как бы выходя из пике), но он явно был сбит, причем сбит прицельно, чего не могло случиться, если бы летчик подставил бы свою машину под очередь, предназначенную другому.
В письме Заморина одно ясно и бесспорно - бывший ведущий из всех сил старается спасти репутацию погибшего ведомого.
О том, что самолет "буквально рассыпался", он пишет впервые за все годы и причина, по которой бесхитростный старик-ветеран выдвигает эту версию, в общем-то, ясна - он хочет объяснить, почему "на земле невозможно было найти какие-либо следы". Допустим, что мы все-таки нашли эти следы, и они говорят за то, что самолет долетел до земли целым и взорвался лишь при падении. А найти его в глухом лесу (если его вообще искали) практически невозможно - самолет сбил при падении лишь считанное количество деревьев, а взрывом его обломки разметало меж деревьев. Лес в округе смешанный, даже зимой земля надежно прикрыта с воздуха еловыми лапами, а если "искать начали не сразу", то это значит, к моменту начала поисков распустились и лиственные деревья. Можно было пролететь в ста метрах над воронкой и... ничего не заметить!..
Кто прав во всей этой истории? Итак, еще одна тайна прошедшей войны...
На май 2000 года решено было заняться этой воронкой вплотную, не только изучить останки найденного в лесу советского самолета времен войны, но и просеять весь лес в округе, чтобы найти хоть какие-то следы пилота...
...57 ЛЕТ СПУСТЯ
Трудно сказать, кому сегодня может мешать имя покойного Никиты Сергеевича Хрущева, тем более, что в нашем случае речь шла даже не о бывшем политическом лидере, а о его пропавшем без вести сыне, далеком от всякой политики. Мы не знаем, кому будет хуже от того, что человек, отдавший жизнь за нашу Родину, из разряда "без вести пропавших" перейдет в графу "погибших". Но различные отряды, выезжавшие на поиски самостоятельно практически в один день почувствовали на себе резкую перемену в отношении к ним властей предержащих. От безусловной поддержки ("Беретесь вы за святое дело - искать пропавших!") до откровенных палок в колесах ("Да вы хоть знаете, кого ищите? Сынка номенклатурного, пьяницу и дебошира! Как бы вам не пожалеть самим").
Случайно ли - но резкая перемена к худшему наступила после моей статьи в "КП", где называлась главная цель - развеять завесу тайны над исчезновением Леонида Хрущева. Самое безобидное - отказывались помогать по причине... ближайших заморозков, из-за этой "гуманной заботы" отбирали ранее выданный транспорт (но ведь люди-то все равно поехали!). С основным отрядом из Москвы едва вообще не вышла осечка. Люберецкие автобусники, с которыми мы за месяц до "часа Х" договорились о предоставлении нам 3 автобусов, за считанные часы до отправления "вдруг" вспомнили, что автобусов у них нет. Автобусы в автопарке были - это легко выяснилось с помощью телефона. Тогда тамошнее руководство просто поставило ультиматум: или повышаем цену вдвое, или... С одной стороны энтузиазм людей, готовых бесплатно (точнее, за свои деньги) ехать в дебри на розыск погибших воинов, а с другой стороны...
Впрочем, об этих, других, мы очень скоро забыли. Большие города с их проблемами остались позади, а вокруг нас был лишь труднопроходимый болотистый бурелом. Что ни говорите, в лесу ориентироваться легче, чем в чужих кабинетах.
(сокращено, если интересно будет дам описание и того, как мы искали…)
Navigation
[0] Message Index
[#] Next page
[*] Previous page