Физические процессы экстрасенсорного восприятия

Автор Снежный, 23 октября 2012 г., 06:13:44

« назад - далее »

Снежный

Цитата: Снежный от 26 мая 2011 г., 08:49:18
Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается ........
Говорят что нечего обсуждать?

----------------------------
И так, начнёмс!!! ;) 8)

................................


Журнал "Программные продукты и системы" № 3, 1996г. НИИ "Центрпрограммсистем", г. Тверь


Ю.П.Пытьев, Т.П.Пытьева (Россия)

Начало систематического изучения физических процессов, сопутствующих экстрасенсорному восприятию (ЭСВ), было положено более ста лет назад известными физиками Дж.Дж.Томсоном, О.Лоджем и В.Круксом. В последнее время исследования ЭСВ ведутся в крупных университетах, научно-исследовательских и технологических институтах многих стран. Большое внимание уделяется изучению сознания как такого и построению его физических моделей. К настоящему времени накоплен впечатляющий экспериментальный материал, относящийся к различным аспектам феномена ЭСВ. Однако до сих пор мы не имеем удовлетворительного научного объяснения установленным фактам.

Ниже представлены результаты исследований феномена видения с закрытыми глазами и сопутствующих процессов, проведенных на физическом факультете МГУ.

Феномен видения с закрытыми глазами вещества в электромагнитном поле. Речь идет о способности испытуемого Н.А. "видеть" с закрытыми глазами предметы, помещенные в постоянное магнитное поле, и "освещение" электромагнитным излучением видимого или микроволнового диапазона. Разрешающая способность "видения" связана с длиной волны "электромагнитной подсветки" и возрастает с уменьшением длины волны. Обратим внимание лишь на два обстоятельства. Во-первых, в данном случае ЭСВ сопровождается электромагнитными процессами, открывающими возможность для стандартных физических измерений. Во-вторых, восприятие носит полевой характер, в основе его лежит волновой процесс, инициируемый Н.А.
Приведем результаты некоторых экспериментов, свидетельствующие о названных явлениях. Хорошо известно, что замкнутое проводящее кольцо, помещенное в постоянное (во времени) магнитное поле, никак не "проявляет" себя, если не изменяется поток этого поля через (любую) поверхность, натянутую на кольцо. В противном случае в кольце возникает ток электромагнитной индукции, направленный так, что создаваемое им магнитное поле препятствует изменению потока магнитного поля сквозь кольцо.

В данном случае, если рядом с постоянным магнитом, который "видит" Н.А., помещается проводящее кольцо, то, кроме магнита, испытуемая "видит" серию изображений магнита, первое из которых зеркально симметрично изображению магнита относительно плоскости кольца, второе зеркально симметрично первому, причем расстояние между первым и вторым вдвое меньше расстояния между первым и изображением магнита и т.д. С увеличением проводимости кольца число таких "мнимых" изображение магнита увеличивается, и они становятся "ярче", если кольцо разрывается, все "мнимые" изображения исчезают. Проводящее кольцо при ЭВС проявляет себя так, как будто испытуемая при восприятии вещества в магнитном поле модулирует последнее и тем самым возбуждает в кольце ток индукции, препятствующий упомянутому выше изменению потока магнитного поля.

Замкнутое проводящее кольцо, надетое на голову Н.А., лишало ее способности "видеть" предметы в электромагнитном поле. Более того, при этом испытуемая утрачивала и другие способности экстрасенсорного восприятия, в частности способность видеть то, что она называет полем человека, его аурой. Н.А. не "видела" ауру человека и в том случае, когда на его голову его голову было надето проводящее кольцо, и наоборот, если оно охватывало головы обоих испытуемых, восприятие ауру становилось более ярким, чем без кольца.
Эти факты указывают на общие черты ЭСВ Н.А. вещества в магнитном поле и поля человека, причем в обоих случаях ЭСВ сопутствует электродинамический процесс, инициируемый самой Н.А. В обоих случаях факты говорят о том, что в замкнутом проводящем кольце, помещенном в постоянное магнитное поле, Н.А. в процессе ЭСВ возбуждает электрический ток, регистрация которого позволит выполнять физические измерения при изучении ЭСВ.

В работах обсуждается голографическая модель ЭСВ, согласно которой Н.А. при ЭСВ порождает "опорное излучение", организованное как волновой процесс, и (на полевом уровне) воспринимает пространственное распределение интенсивности, возникающее при интерференции опорного рассеянного объектами излучения, несущего "отпечаток" оптической картины последних. В данном случае ЭСВ рассматривается как активный (со стороны Н.А.) процесс, при котором интерпретация ЭСВ осуществляется теми же функциями сознания, которые заведуют интерпретацией обычного зрительного восприятия, создавая перцептивный образ объектов и тем самым организуя их "видение".

В серии опытов с дифракционной решеткой была подтверждена волновая организация излучения и измерена длина волны (опорного) волнового процесса, которая в зависимости от физического состояния Н.А. изменялась в пределах от 4 до 35мм. Волновая картина излучения подтверждена и в опытах с зонновой пластиной Френеля, играющей роль собирающей линзы.
Поскольку интерпретация ЭСВ дается Н.А. в терминах ее зрительной системы, ее сознание должно трансформировать ЭСВ в перцептивный образ объектов, как бы "видимых глазами".
Такие "глаза" у Н.А. действительно обнаружены, они расположены вне ее головы, примерно на уровне макушки, их стереобаза в 2,5-3 раза больше расстояния между (обычными) глазами. Этим объясняется тот факт, что Н.А. при ЭСВ "видит" горизонтально искаженную картину, "сжатую" в 2,5-3 раза (по сравнению с обычной зрительной).

Феномен видения с закрытыми глазами без магнитного поля. ЭСВ другого испытуемого, В.Б. (школа Бронникова), и его зрительная интерпретация существенно отличается от ЭСВ и интерпретации Н.А. Прежде всего для восприятия В.Б. не требуется наличия специально созданного магнитного поля. Он воспринимает окружающий мир с закрытыми глазами и интерпретирует восприятие в терминах зрительной системы практически адекватно зрительному. Освещенные белым светом объекты он воспринимает с разрешением, достаточным для того, чтобы читать нормальный книжный печатный текст; объекты воспринимаются правильно окрашенными, то есть так же, как при обычном зрительном восприятии, их ориентация и размер не искажены, равно как и расстояния между ними.

Другое принципиальное отличие ЭСВ В.Б. состоит в том, что не обнаружены какие-либо сопутствующие ему электромагнитные процессы. Не отмечено никаких отличий в ЭСВ вещества при наличии магнитного поля; замкнутое проводящее кольцо, надетое на голову В.Б. или помещенное между ним и воспринимаемым объектом, не оказывает заметного влияния.
"Глаза" определяющие "точку зрения" с которой В.Б. "видит", интерпретируя ЭСВ зрительно, обычно находятся непосредственно перед его глазами на расстоянии порядка 15-20 см, если В.Б. без маски, и на расстоянии 25-30 см, когда В.Б. в маске. Но В.Б. может перемещать "глаза" в пространстве, приближая их к тому или иному объекту и рассматривая его. Эта способность позволяет В.Б. "видеть" как бы сквозь непрозрачные предметы, помещая "глаза" за них.

В.Б. голографически (в целом) воспринимает объекты и среду, интерпретирует же восприятие зрительно, с той или иной "точки зрения", помещая в эту точку "виртуальные глаза".
Вместе с тем в основе восприятия В.Б., как и в случае с Н.А., лежит волновой процесс. Опыты с дифракционной решеткой (точно такие же, как в эксперименте с Н.А.) позволили определить длину волны. Ее значение оказалось порядка 1,5-2 мм в зависимости от состояния В.Б.

Для дифрагирующего излучения, как и в случае с Н.А., бумага оказалась непрозрачной. Вместе с тем, стекло и оптически прозрачная пластмасса прозрачны и для дифрагирующего излучения.
Опыты с дифракционной решеткой позволяют обнаружить, что интерпретация восприятия цвета у В.Б. имеет общие черты с интерпретацией обычного зрительного восприятия. Как известно, конечное число чувствительных рецепторов не позволяет однозначно сопоставить видимому цвету длину волны оптического излучения.

Например, зеленый цвет мы видим, воспринимая электромагнитное излучение с длиной волны в интервале 500-560 mu (1mu=10 cм), но точно так же интерпретируется и, например, смесь электромагнитных излучений с длинами волн в интервалах 580-595mu и 435-480 mu, хотя, воспринимая первое и второе отдельно, мы увидим соответственно желтый и синий цвета. Точно так же, если В.Б. воспринимает излучение от дифракционной решетки, по другую сторону которой в дифракционные максимумы симметричные относительно нулевого помещены желтый и синий предметы, то он "видит" зеленый цвет.

Впрочем, тот факт, что с закрытыми глазами В.Б. "видит" предметы окрашенными, как и при обычном видении, говорит о том, что в обоих случаях восприятие интерпретируется одними и теми же функциями сознания. Последние результаты исследований цветного зрения на уровне коры головного мозга свидетельствуют о том, что интерпретация в терминах цветах скорее всего осуществляется на уровне не коры и непосредственно не определяется цветочувствительными клетками сетчатки глаза.

Следующий эксперимент показывает, что в голографическом восприятии В.Б. имеется некоторая анизотропия, возможно обусловленная симметрией головного мозга, а именно: разрешающая способность восприятия с закрытыми глазами объектов, расположенных перед В.Б.(видение "вперед"), в том числе и отдельных от него бумажным экраном, как уже было сказано, весьма высокая. В то же время, рассматривая те части объектов, которые недоступны "видению вперед", то есть, помещая и ориентируя "глаза" так, чтобы они "смотрели" на объект сбоку или сзади и используя "видение сбоку" и "видение назад", В.Б. демонстрирует весьма низкую разрешающую способность видения.

Список литературы
1. Пытьев ЮП., Анциферова Н.А., Анциферов А.Л. "Электромагнитные явления при экстрасенсорном восприятии". - 1992 (Препр. физич. факульт. МГУ; №7/1992).
2. Пытьев ЮП., Анциферова Н.А. "О голографической модели экстрасенсорного восприятия". - М., 1993. - (Препр. физич. факульт. МГУ; №9/1993).
3. Bohm D. Consciousness and the brain, Ed. By G.Globus, Plenum, 1976
4. Bohm D. Perceiving, actihg and knowing, Ed, by R. Shawind, F. Bransborel, 1997.
5. Bohm D. The infolding-outfolding universe and consciousness. Proceeding of an International Colloquium on Science and Consciousness. Cordoba, Spain, October 1-5, 1979.
6. Crookes W. Researches in phenomena of spiritism. London, England, J. Burts, 1874.
7. Gauld A. The founders of psychical research. New York. Schoken Books, 1968.
8. Jahn R.G., Dunne B.J., E.G.Jahn. Analytical judging procedure for remote perception experiments, J. Parapsychol. , 3, pp. 207-231, 1980.
9. Jahn R.G., The persistent paradox of psychic phenomena: an engineering perspective, Proc. of IEEE, v. 70, №2, pp. 136-170, February 1982 (and references therein).
10. Mattuck R.G. A quantum-mechanical theory of the interaction between consciousness and matter. Proceedings of an International Colloquium on Science and Consciousness. Cordoba, Spain, October 1-5, 1979.
11. Puharich A., Ed. The Iceland Papers: Select papers on experimental and theoretical research on the physics of consciousness. Frontier of Physics Conference, Reykjavik, Iceland. November 1977, Amherst, Wisc. : Essential Research Associates, 1979.
12. Puthoff H.E., Targ R.A. A perceptual channel for information transfer over kilometer distances: historical perspective and recent research. Proc. ITTT, v. 64, №3, 1976, pp. 329-354.
ПУТИ ДЕЗИНФОРМАТОРОВ, КОСЯЩИХ ПОД ЧЕСТНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, АНОМАЛЬНО НЕИСПОВЕДИМЫ. B.Sh.

Жань Цю сказал: - Не то чтоб мне не нравился ваш путь, но сил моих недостаёт. Учитель ответил ... - В ком сил недостаёт, на полпути бросают. А ты ещё не начинал идти!
Конфуций  (Перевод И. И. Семененко)

Снежный

Опыты, проведенные специалистами Институтами мозга человека РАН

В Институте мозга человека был проведен уникальный эксперимент. К исследованиям привлекли семерых подростков с нормальным зрением, предварительно прошедших подготовку по методу Вячеслава Бронникова. Участие в задуманном эксперименте зрячих людей позволяло сравнить работу мозга при нормальном зрении и альтернативном. Эксперимент проходил в комнате при обычном, естественном освещении. Лица испытуемых были закрыты черными масками из непрозрачной материи. Участникам требовалось прочесть текст из предложенной книги, брошюры, объявление. Все семь участников эксперимента легко читали в маске любой предъявленный текст, лишь иногда делая паузы на незнакомых словах. После этого испытуемым сообщили, что на экране компьютера будут появляться буквы, цифры или знаки, которые нужно назвать. Кроме этого, на экран выводились изображения различных предметов, о которых "незрячим" подросткам не было известно заранее. Однако испытуемые справились и с этим заданием. Участники эксперимента могли свободно передвигаться по комнате, обходя препятствия.

С целью дополнительной проверки результатов эксперимента директор Института мозга человека РАН Святослав Медведев провел специальный опыт. Для одной из испытуемых была изготовлена маска из термопласта - особо прочного материала, полностью исключавшего возможность "подглядывания". Исследование показало, что даже с такой маской на лице человек был в состоянии видеть изображения на экране компьютера. Таким образом, проведенные опыты подтвердили наличие альтернативного видения.

В ходе исследований ученые измеряли различные физиологические параметры, электрическую активность мозга и пытались зафиксировать изменения в мозговых процессах, происходящие в ходе "прямого видения". С помощью электроэнцефалографа регистрация параметров мозга осуществлялась при "включенном" и "выключенном" альтернативном видении, при мысленном воспроизведении зрительных образов, при закрытых глазах, при открывании глаз. "Мозг человека. - рассказывает Наталья Бехтерева, - отгорожен от внешнего мира несколькими оболочками. Но мы научились регистрировать то. что происходит в мозге за всеми этими оболочками. А происходит вот что: при "прямом видении" информация совершенно явно поступает в мозг, минуя органы чувств. Возможно, что формирование альтернативного зрения достигается за счет прямой активации клеток мозга факторами внешней среды. Как это происходит - до сих пор не ясно".

"Когда мы снимали параметры при альтернативном видении и при обычном зрении. - продолжает Наталья Бехтерева, - то уловили следующую картину: сигнал, характерный для работы исследуемого явления, сохранялся у нескольких участников и при нормальном зрении. То есть человек смотрел так, как ему было удобнее". Кроме того. данные электроэнцефалограммы показали. что при "включении" "прямого видения" у испытуемых изменилась биоэлектрическая активность мозга, появлялся так называемый бета-ритм, который в норме едва просматривается. Бета-ритм традиционно считается показателем возбудительных процессов. Иными словами, мозг работал если не на пределе, то в усиленном режиме. В результате ученые сделали вывод, что сегодня уже уместно говорить не столько о феномене, сколько о методе альтернативного видения. Данные электроэнцефалограммы подтвердили перестройку мозга на иной режим работы. Мозг испытуемых использовал так называемые условно-патологические возбуждения. В ходе обычной работы зрения импульс от рецепторов глаза поступает в задние отделы полушарий мозга, а при "включении" альтернативного видения сигнал проходил нетрадиционным путем и приходил в центральную часть мозга, где и распылялся. Наталья Бехтерева полагает, что навыками "прямого видения" могут обладать люди. которые когда-либо были зрячими, а потом потеряли зрение. По ее мнению, в полушариях мозга сохраняются когда-либо увиденные образы. и импульс, поступающий извне, может их извлекать из многочисленных ячеек и восстанавливать - таким способом осуществляется сличение импульса и образа.

Однако единого мнения о природе "прямого видения" пока нет. Существует гипотеза, согласно которой оно осуществляется с помощью кожи. Прямых доказательств этому нет, но есть косвенные. При развитии организма кожа формируется из одной клетки с нервной системой. В обучении альтернативному видению важным этапом является формирование навыка по сопоставлению ощущений кожи с цветом и другими свойствами предметов. В природе известны случаи, когда живые существа (некоторые морские беспозвоночные, бабочки) "видят" всей поверхностью тела.

Ученые считают, что в процессе освоения альтернативного видения происходит переобучение мозга. "Мозг человека заранее готов ко всему, он живет как бы не в нашем веке, а в будущем, опережая сам себя, - говорит Наталья Бехтерева. - Что мы знаем на сегодня о тех условиях, тех принципах, на основе которых реализуются не только возможности, но и сверхвозможности мозга человека? Ответ простой: в обеспечении интеллектуальных сверхвозможностей важнейшую роль играет активация определенных, а вероятно, и многих мозговых структур. Сверхвозможности бывают исходные - талант, гений, при определенных условиях оптимального, эмоционального режима или в экстремальных ситуациях они могут проявляться в форме озарения с изменением скорости времени. Но что самое важное, сверхвозможности могут формироваться при специальном обучении, а также в случае постановки сверхзадачи".
"Можно, по-видимому, допустить, - продолжает Наталья Бехтерева, - что в условиях сверхзадачи - формирования альтернативного зрения - результат достигается действительно за счет прямого видения, прямой активации клеток мозга факторами внешней среды. Однако сейчас это не более чем хрупкая гипотеза. А может быть, сами электрические волны мозга умеют "обыскивать" внешний мир? Типа "радиолокаций"? А может быть, всему этому есть другое объяснение? Надо думать! И изучать"!


-------------------------------------
ПУТИ ДЕЗИНФОРМАТОРОВ, КОСЯЩИХ ПОД ЧЕСТНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, АНОМАЛЬНО НЕИСПОВЕДИМЫ. B.Sh.

Жань Цю сказал: - Не то чтоб мне не нравился ваш путь, но сил моих недостаёт. Учитель ответил ... - В ком сил недостаёт, на полпути бросают. А ты ещё не начинал идти!
Конфуций  (Перевод И. И. Семененко)

Снежный

Альтернативное видение

Читатели "Химии и жизни", вероятно, помнят историю с "альтернативным видением" доктора В.М.Бронникова (см. "Химию и жизнь", 2002, №№ 7, 10). Ученым предъявили группу детей - воспитанников Бронникова, которые уверяли, что, завязав глаза хлопчатобумажной или шелковой повязкой, они могут читать и ориентироваться в пространстве. В Институте мозга было проведено подробное исследование "феномена Бронникова", результаты которого опубликовал академический журнал "Физиология человека" (2002, т. 28, № 1)

Святослав Всеволодович, ученики Бронникова действительно видят с завязанными глазами?

Когда нам говорят, что человек видит сквозь непрозрачную повязку, то первая реакция на это: "Чудо или жульничество?" Теперь мы можем ответить: "Ни то, ни другое". Этому явлению удалось найти научное объяснение.

Сразу отметим: все участники эксперимента были зрячими, правда, с теми или иными нарушениями зрения. Мне неизвестны случаи, чтобы таким образом "видели" люди, у которых, например, отсутствуют глаза. И все же феномен был налицо: обширная группа добровольцев в возрасте от 10 до 16 лет (на момент эксперимента) демонстрировала нетривиальные способности. Я не хотел этим заниматься по понятным причинам: Бронников - для научного мира персонаж одиозный, стоит показать, что воспринимаешь его всерьез или хотя бы интересуешься им, - и немедленно начинаются обвинения в лженауке. Но все же мы решили продолжить начатое.

Напомним суть экспериментов 2002 года. Девочке вылепили маску из термопластика по форме ее лица.

Через этот материал нельзя видеть, хотя он слегка просвечивает, примерно как человеческая рука. Однако девочка в маске практически без ошибок читала буквы на экране компьютера. (Все это было описано в статье.) Мы много раз подтверждали, что она действительно это может. Но потом эта девочка, к сожалению, попала в аварию, и ее необычные способности исчезли.

Когда мы опубликовали статью, я отметил, что отвечаю в ней только за постановку и проведение эксперимента, но не за дальнейшие трактовки или гипотезы. И все же больше года назад начались неприятности. Комитет по борьбе с лженаукой выражал недоумение и возмущение. Однако развития скандала никто не хотел, поэтому в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН устроили небольшой семинар, на котором мы рассказали об этой работе. Не обошлось без забавных ситуаций: ученые коллеги надевали маску и с негодованием говорили, что видят из-под ее краев лучи света. Но дело-то в том, что лицо проверяющего и формой, и размерами заметно отличалось от лица девочки, под которое, напомним, была точно подогнана маска...

Никто нас не называл в глаза лжеучеными, но высказывалось мнение, что, возможно, мы допустили какие-то ошибки. В итоге нам рекомендовали, с одной стороны, больше не заниматься этими делами, чтобы не компрометировать Академию наук, а с другой - все проверить еще раз, но более тщательно. Вот почему я не махнул рукой на это дело, хотя сперва собирался забыть об эксперименте с учениками Бронникова. Не хотелось оставаться в положении человека, который "то ли украл корову, то ли у него украли корову, но, словом, что-то было". И я решил продолжать опыты. (По их результатам подготовлена статья в журнал физиологического профиля, а также опубликовано краткое сообщение в "Вестнике РАН", 2005, т.75, № 6, с.558-559.)

Расскажите, пожалуйста, о новой серии экспериментов: она отличалась от предыдущих?

Мы опять подобрали несколько человек из этой группы. Группа очень специфическая, по своим порядкам весьма похожая на секту. Дети, мягко говоря, сложные в общении. Первые трое приглашенных вообще не смогли выполнить то, за что брались, - с закрытыми глазами они не видели. Затем я решил, что надо сделать более чистый эксперимент. Мы купили очки для подводного плавания, но выяснилось, что они все-таки плохо прилегают к лицу. Тогда взяли очки для слалома в специальной губчатой оправе. Зафиксировали их лейкопластырем на лице испытуемого, стекла закрыли фольгой. Важно, что в этот раз мы поместили на внутреннюю поверхность очков фотопленку, которая зарегистрировала бы видимый свет, если бы он проник внутрь.

Одну из таких масок мы дали группе детей, и девочки и мальчики учились читать через нее. Еще любопытная подробность: воспитанникам Бронникова совершенно не все равно, через какой непрозрачный материал смотреть. Если изменить, например, материю повязки или конфигурацию очков, они должны некоторое время учиться "видеть" заново. Таким способом они освоили наши "очки для слалома" (естественно, перед экспериментом испытуемые получали другие точно такие же очки, с которыми они заведомо не делали никаких манипуляций). Дети сидели прямо перед компьютером и читали с экрана. Мы предложили им называть буквы, которые появлялись в случайной последовательности, заранее не известной никому, в том числе и экспериментаторам. Никто, кроме сидящих перед компьютером, не мог видеть экрана. Таким образом, возможность подсказки была исключена. По окончании эксперимента я впервые просматривал и зачитывал последовательность букв, которую сличали по протоколам с ответами детей.

В этот раз ученики Бронникова отлично распознавали буквы, за исключением мелких погрешностей, например когда вместо "Г" говорили "К". На 48 проб было сделано всего одна-две ошибки, причем именно с глухими и звонкими согласными (то есть не исключено, что могли ослышаться мы).

Как я уже отмечал, при любом изменении в конструкции очков дети от часа до нескольких суток привыкали к нему, заново тренируясь видеть. Обучение происходило у нас на глазах: они просто сидели и смотрели - час, два часа, потом говорили: всё, не могу больше, потом принимались заново... Конечно, процесс обучения нас тоже интересовал. Мы отметили, что у детей происходила перестройка электроэнцефалограммы - и в зрительной коре, и в других областях, появлялись определенные вызванные потенциалы. К сожалению, эксперименты по снятию ЭЭГ были сделаны не слишком качественно, потому что никто не хотел этим заниматься. (И я понимаю наших сотрудников: уж очень неординарным казался замысел эксперимента...)
Но когда я ставил на экран компьютера или перед ним непрозрачный коврик от мыши, сквозь него ребята не видели, и тренировка не помогала. Не видели они, да простят мне примитивность оборудования, и через обыкновенное цинковое ведро из хозяйственного магазина, надетое на голову.

Значит, все-таки обман?

У меня возникли сомнения. Если это обман, хитроумная мистификация, то, учитывая, что в группе пятьдесят - сто детей от десяти до пятнадцати лет, предположение, что они сознательно нас обманывают и ни один не проговорился, кажется невероятным. Никакое зомбирование, никакое внушение не может действовать столь долго и на столь многих людей. Кроме того, из своей методики Бронников не делает тайны. Она включает достаточно известные приемы: сосредоточение, разогревание рук, ощущение покалывания при сближении с руками партнера... Эту методику можно передать обучением, "альтернативное видение" никто не выдает, скажем, за мистическую врожденную способность.

Но почему им, для того чтобы видеть, нужна непрозрачная повязка - просто закрыть глаза недостаточно? И зачем они двигают глазными яблоками, прежде чем описать увиденное? (Эти движения отмечаются в эксперименте, и, кстати, глазные яблоки двигаются в любом случае: открыты ли глаза под повязкой или маской, или веки опущены и зафиксированы тампонами.) Я долго думал над этим и нашел, как мне кажется, достаточно простой ответ.

Однажды мы пытались сделать нечто вроде томографа для головы, для быстрого определения гематом: световой томограф на лазере. Известно, что длина волны 0,9-1 микрон проникает в кожу и сквозь череп примерно на сантиметр и отражается. Если облучать одновременно волнами двух длин, то по различию в коэффициенте отражения можно определить наличие гематомы под костью черепа, поскольку нормальная ткань и гематома имеют различную зависимость коэффициента отражения от длины волны. Замечу, что этот диапазон - невидимый, инфракрасный свет. Но когда вы смотрите на лазер, то видите красное пятно.

Кстати, если вернуться к инфракрасному диапазону - многие помнят скандалы вокруг видеокамер "Sony Nightshot" (1998) и телефонов "Yamada Denshi" с присоединяемой камерой ночного видения (2004). Оба эти устройства предназначались для ночных съемок, поскольку фиксировали не только видимый свет, но и ближний инфракрасный (700-1400 нм). Однако некоторые безответственные пользователи применяли их не по назначению: фиксация инфракрасного излучения человеческого тела позволяла видеть сквозь одежду.

Сопоставим факты. Материал повязки на глазах ученика Бронникова - хлопок или шелк - непрозрачен только в видимом свете, и то относительно непрозрачен. (Точно так же, как и маска, используемая в первом эксперименте, - она скорее рассеивала свет до такой степени, что видеть сквозь нее было невозможно.) Глаз человека настроен в диапазоне приблизительно от 0,3 до 650 миллимикрон, но у диапазона есть правый и левый пределы. Допускаю, что в полной темноте человека можно научить различать слабые сигналы в этих предельных областях. А видимые объекты отражают свет во всем диапазоне: только при освещении монохромными источниками отраженный свет также бывает полностью монохромен. В природе же монохромный свет практически не встречается - вспомним, что очки, реагирующие на ультрафиолет затемнением стекол, редко становятся совсем прозрачными.
Так вот, скорее всего, ученики Бронникова могут воспринимать инфракрасный свет. Для него прозрачна и кожа: как я уже говорил, волны в этом диапазоне проникают на сантиметровую глубину под череп, а толщина века - менее миллиметра.

(Сразу заметим: глубже инфракрасное излучение не проникает. Внутренности человека в ИК-диапазоне не видны. Кстати говоря, ученики Бронникова уверяли, что "видят" у человека диабет и другие внутренние заболевания, но... проглядели у собеседницы беременность сроком около 4-5 месяцев.)

Проникает инфракрасный свет и через нашу маску. А вот через коврик от мыши, расположенный не у глаз, а рядом с экраном (так, что лучи рассеиваются), или через закрытую дверь они не видят.

Возможно, ученики Бронникова используют и обычный видимый диапазон, просто у них настолько высок порог внимания и настолько разработана способность к анализу изображений, что им достаточно исчезающе малого количества фотонов, чтобы построить изображение. Сам я, например, лучше многих вижу в темноте (конечно, не в полной). Это нормальная физиологическая способность, которая в разной степени выражена у разных людей и которую можно развивать тренировками. Кстати, когда мы надежно изолировали глаза испытуемого от света, даже рассеянного, способность к видению пропадала. Отсюда следует очень важный вывод: ничего "прямого" или "альтернативного" в этом зрении нет. Мы доказали, что для него необходимы глаз и свет.

С этими дополнениями все становится на свои места. Дети должны учиться видеть заново через каждую новую маску, потому с новым материалом приходится настраивать глаз на новую длину волны - на ту область, в которой прозрачен именно этот материал. Одинаково хорошо воспринимать глазом все длины волн одновременно они не могут, иначе бы вместо изображения получилась каша. Кстати, по мнению специалистов, при зрении в более длинной и более короткой (по сравнению в "общечеловеческим" диапазоном) областях должна быть резкая хроматическая аберрация: "цвета" предметов, которые воспринимает человек с таким зрением, будут отличаться от "правильных". Получится как бы наложение нескольких по-разному раскрашенных картинок. В этой связи интересно вспомнить, что видеохулиганы, снимавшие обнаженную натуру с помощью камеры "Sony Nightshot", для съемок при дневном освещении использовали фильтр, отсекающий видимый диапазон.

Видеть черные буквы на белом фоне с помощью такого "зрения" вполне возможно: инфракрасный свет от черных и белых участков отражается по-разному (хотя не исключено, что буквы выглядят несколько иначе, чем в видимом диапазоне). По сути, физической разницы между красным и инфракрасным нет. Рецепторы сетчатки глаза способны воспринимать инфракрасный свет, это подтверждают и специалисты по физиологии зрения, и наш собственный опыт - то красное пятно, которое я упоминал в связи с ИК-лазером. Нет четкой границы, за которой человек не может видеть. Каждый из нас различает видимые объекты и на ярком солнечном свете, и в почти полной тьме, когда глаз регистрирует отдельные фотоны. Конечно, на ночное зрение нужно настраиваться - приглядываться, совсем как ученикам Бронникова. Не зря ведь часовым запрещают курить: красный огонек сигареты на порядки ослабляет ночное зрение.

Что нужно, чтобы проверить эту гипотезу?

Прежде всего - точное физическое оборудование: комната со спектро-анализаторами, лазеры, дающие свет со строго определенной длиной волны, и очки (а их опять же нужно будет отливать по форме лиц добровольцев), заведомо непрозрачные для этой длины волны. Но здесь лимитирующим фактором становятся деньги. Эксперимент и в той форме, в которой он был проведен, стоит пару сотен долларов, а с точным оборудованием - обойдется в десятки, если не в сотни раз дороже. Есть ли шансы продолжить исследования, пока сказать трудно.
Если человек просто заявляет, что видит сквозь непрозрачные предметы, это кажется чудом или фокусом, чем-то необъяснимым. Но через некоторое время оказывается, что видит он не все: не видит сквозь стену, не видит человеческие внутренности. И когда вы задумываетесь, чем вызваны эти ограничения, может найтись объяснение.

Скорее всего, у людей, научившихся видеть таким образом, не изменяется строение глаза или первичной коры - это очень жестко организованные структуры. Более вероятно, что "феномен Бронникова" - результат интересной работы, направленной на развитие уже имеющихся у человека способностей, на тренировку восприятия слабых стимулов. Вполне возможным кажется существование методики, которая развивает эти способности. Но вряд ли тут есть повод для ликования. Я уже отмечал, что все дети - воспитанники Бронникова были очень странными. Только с детьми последней группы я мог нормально общаться. Я убежден, что крайне вредно активировать возможности, которые в нормальном состоянии не активны. Простой пример: я не вижу теоретических ограничений, препятствующих телепатии - кроме того незначительного обстоятельства, что она сделала бы невозможным выживание человечества как вида.

В заключение я хотел бы еще раз подчеркнуть, что названия "прямое видение", "альтернативное видение" крайне неудачны. Ничего альтернативного, сверхъестественного в этом зрении нет. Как нет и обмана, циркового трюка.

Заявления Бронникова и его учеников вызвали особое возмущение у физиков, которые рассматривают глаз как оптическую систему с известными свойствами: по их мнению, распознавать буквы с помощью "инфракрасного" зрения было бы возможно лишь при чрезвычайно яркой инфракрасной же подсветке и повышенной контрастности изображения. Едва ли эти условия обязательны: тут необходимо знание не только физики, но и физиологии. Человеческий глаз, как уже упоминалось, способен распознавать отдельные фотоны, поэтому яркость, скорее всего, не имеет определяющего значения. Что касается четкости - и здесь нельзя недооценивать человеческие способности. Зрение - это не глаз, а глаз плюс самый эффективный на сегодня прибор для обработки информации. Само по себе изображение на сетчатке - существенно худшего качества, чем обыкновенная фотография, но дальнейшая его обработка в мозгу делает настоящие чудеса.

Не следует считать, что все непонятное или несимпатичное нам - непременно ложь, жульничество или заблуждение. Чтобы доказать или опровергнуть сенсационное заявление, необходим эксперимент, поставленный по-физически строго. Его-то очень трудно, практически невозможно поставить в физиологии, особенно в спорных случаях. Если субъект скажет, что ему что-то мешает, то мы должны это учесть. Отказ от сотрудничества с экспериментатором тоже допустим этикой эксперимента: в конце концов, если вы выполняете сложную работу, то вы вправе потребовать, чтобы у вас не стояли над душой. В том-то и состоит искусство, чтобы, согласившись со всеми "капризами", суметь поставить доказательный эксперимент.
Вообще нужно отметить важное отличие работы ученого в физиологии от работы в области физики или химии. В математике с помощью логических рассуждений можно вывести практически все. В физике, как написано в курсе Ландау и Лифшица, все выводится из законов сохранения. В физиологии дело обстоит иначе. Мы еще многого не знаем, и в особенности это относится к работе мозга человека. Поэтому здесь недостаточно общих принципов, необходимо знание конкретных явлений. Врач должен знать анатомию, физиологию, фармацевтику, а не выводить лечение больного из первопричин.

Мне очень хотелось бы однажды увидеть нечто выходящее за рамки обычных представлений. К нам в институт время от времени приходят люди с сообщениями о необыкновенных явлениях или способностях человеческого мозга. Кое с кем я даже не вступаю в разговоры, очень немногих проверяю. Увы, ни разу я не наблюдал подтверждения экстравагантным концепциям. Всегда удавалось найти либо простое объяснение, без ссылок на чудо, либо ошибку в концепции. Нельзя принимать ненаучные объяснения, это несомненно. Но факты требуют уважительного рассмотрения. При этом следует убрать всю словесную мишуру, которую навешивают и СМИ, и зачастую сами носители "сверхъестественных" способностей. Человек может видеть сквозь повязку. Но, повторяю, ничего сверхъестественного в этом нет.

Доктор биологических наук,
директор Института мозга человека С.В.Медведев
ПУТИ ДЕЗИНФОРМАТОРОВ, КОСЯЩИХ ПОД ЧЕСТНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, АНОМАЛЬНО НЕИСПОВЕДИМЫ. B.Sh.

Жань Цю сказал: - Не то чтоб мне не нравился ваш путь, но сил моих недостаёт. Учитель ответил ... - В ком сил недостаёт, на полпути бросают. А ты ещё не начинал идти!
Конфуций  (Перевод И. И. Семененко)

Сергей Александров

Снежный, ты в интернете - или где?
В форумах дают ССЫЛКУ на статью, а не саму статью.
С.В. Александров
руководитель исследовательского отдела ОНИОО "Космопоиск".

Снежный

ПУТИ ДЕЗИНФОРМАТОРОВ, КОСЯЩИХ ПОД ЧЕСТНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, АНОМАЛЬНО НЕИСПОВЕДИМЫ. B.Sh.

Жань Цю сказал: - Не то чтоб мне не нравился ваш путь, но сил моих недостаёт. Учитель ответил ... - В ком сил недостаёт, на полпути бросают. А ты ещё не начинал идти!
Конфуций  (Перевод И. И. Семененко)

Сергей Александров

С.В. Александров
руководитель исследовательского отдела ОНИОО "Космопоиск".

Снежный

"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам" (Матф.7:7)
ПУТИ ДЕЗИНФОРМАТОРОВ, КОСЯЩИХ ПОД ЧЕСТНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, АНОМАЛЬНО НЕИСПОВЕДИМЫ. B.Sh.

Жань Цю сказал: - Не то чтоб мне не нравился ваш путь, но сил моих недостаёт. Учитель ответил ... - В ком сил недостаёт, на полпути бросают. А ты ещё не начинал идти!
Конфуций  (Перевод И. И. Семененко)

ieqoved

Вот  еще по этому поводу информация есть:
http://hippocrate.narod.ru/b/bioienergeticheskoe.htm 
Тут вроде бы некоторые замеры производились.

Снежный

Парапсихология и психофизика. - 1992
Светлой памяти Н.С.Кулагиной
Исследование К-феномена

http://lib.znate.ru/docs/index-42793.html
ПУТИ ДЕЗИНФОРМАТОРОВ, КОСЯЩИХ ПОД ЧЕСТНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, АНОМАЛЬНО НЕИСПОВЕДИМЫ. B.Sh.

Жань Цю сказал: - Не то чтоб мне не нравился ваш путь, но сил моих недостаёт. Учитель ответил ... - В ком сил недостаёт, на полпути бросают. А ты ещё не начинал идти!
Конфуций  (Перевод И. И. Семененко)

Снежный

 КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ  МЕТОД ЭЛЕКТРОПУНКТУРНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПО Р.ФОЛЛЮ
http://www.peresvetmed.ru/st-mz-eav.html

Исследование микропсихокинеза при помощи генераторов шума
http://www.skibr.ru/content/main/img/r_popov/58.html
http://lib.znate.ru/docs/index-38455.html
ПУТИ ДЕЗИНФОРМАТОРОВ, КОСЯЩИХ ПОД ЧЕСТНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, АНОМАЛЬНО НЕИСПОВЕДИМЫ. B.Sh.

Жань Цю сказал: - Не то чтоб мне не нравился ваш путь, но сил моих недостаёт. Учитель ответил ... - В ком сил недостаёт, на полпути бросают. А ты ещё не начинал идти!
Конфуций  (Перевод И. И. Семененко)

Снежный

Биологическая радиосвязь
http://sbiblio.com/biblio/archive/kajinskiy_bio/

Научные исследования сознания
Экстрасенсорное восприятие
http://sbiblio.com/biblio/archive/mishlav_korni/02.aspx
ПУТИ ДЕЗИНФОРМАТОРОВ, КОСЯЩИХ ПОД ЧЕСТНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, АНОМАЛЬНО НЕИСПОВЕДИМЫ. B.Sh.

Жань Цю сказал: - Не то чтоб мне не нравился ваш путь, но сил моих недостаёт. Учитель ответил ... - В ком сил недостаёт, на полпути бросают. А ты ещё не начинал идти!
Конфуций  (Перевод И. И. Семененко)

radioman

И что в итоге? Кто что конкретно решил использовать для изучения  экстрасенсорики на практике? Кто лабораторию открывает?

Grey

Это ссылки для людей с научным складом ума.
А мы экстрасенсорику и без изучения используем.
Есть такое явление, работает. Ну и ладно.
Двое смотрят в лужу.
один видит лужу, а второй отражающиеся в ней звёзды.

Снежный

Цитата: radioman от 30 октября 2012 г., 01:57:26
И что в итоге? Кто что конкретно решил использовать для изучения  экстрасенсорики на практике? Кто лабораторию открывает?
Так, методика есть, уже рассказывал Жаль только  кандидатура radiomanа  снялась... Но с Вас, radioman, приборы  и побольше!  И нужны кандидаты: - Атеисты, Строго научные взгляды, Здоровые психически :)
ПУТИ ДЕЗИНФОРМАТОРОВ, КОСЯЩИХ ПОД ЧЕСТНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, АНОМАЛЬНО НЕИСПОВЕДИМЫ. B.Sh.

Жань Цю сказал: - Не то чтоб мне не нравился ваш путь, но сил моих недостаёт. Учитель ответил ... - В ком сил недостаёт, на полпути бросают. А ты ещё не начинал идти!
Конфуций  (Перевод И. И. Семененко)

ieqoved

И еще надо не забывать, что человек - излучатель и на заинтересованных личностей, экраны одевать при проведении экспериментов, а то атеисты тоже колдують...